суббота, 30 августа 2014 г.

Злато скифов, Новая заря

Как со всеми духами, которыми интересуюсь, я еще задолго до покупочной стадии начала искать факты о "Злате скифов": пирамиду аромата, год первого выпуска и вообще любую информацию, связанную с историей этих духов. Из всего прочитанного у меня сложилось впечатление, что духи "Злато скифов" были созданы в 1950-х годах. Где-то мне попалось утверждение, что разработаны они были еще в 1920-х, а в 50-х был только перевыпуск - но это были очень сомнительные источники, так что сознание зацепилось именно за 50-е как за годы бурного возрождения советской парфюмерии. В неофициальных (т.е. размещенных не на фирменном сайте "Новой зари") описаниях (вот первое попавшееся, вот второе) регулярно проскакивает упоминание награды на Брюссельской выставке 1958 года.
И вот сейчас, ежедневно любуясь флаконом "Злата" во плоти, я вдруг осознала, что во всех винтажных вариантах дизайна, которые я видела, обыгрывается один и тот же мотив: скифская пектораль. Она или присутствует на коробке, или нарисована целиком на круглой этикетке граненого флакона, или изображается на этикетке полукруглого флакона в виде нижнего фрагмента.

Причем это не просто собирательный образ, а вполне конкретная пектораль из Толстой могилы, которая была найдена только в 1971 году. Скифское золото в Причерноморье копали еще в царские времена, но Толстая могила оказалась самой раскрученной находкой в советский период, и именно пектораль прославилась на весь мир, так что о скифском золоте стало известно широким кругам. Т.е. до середины 1970-х "Злато скифов" просто не могло выпускаться в том дизайне, каком мы его знаем.
Как-то не укладывалось в голове, что настоящий шедевр мог быть создан "Новой зарей" так поздно - в моем представлении зенит ее славы пришелся на 1960-е. Да и современная "Новая заря" ставит "Злато" вровень с "Красной Москвой", объединяя этих двоих общим эпитетом "Ароматы-легенды". В общем, все создает ощущение солидного возраста. Но фотографии флакона 50-х нигде нет!
Естественно, это противоречие только подстегнуло мое любопытство. Сейчас я уже не могу восстановить ход своих поисков и подсчитать, сколько вариантов ключевых фраз пришлось скормить поисковикам. Главное - я нашла кое-что в пользу "поздней версии".
Во-первых, пресс-релиз "Новой зари" с перечислением наград на разных международных выставках. Далее - прямая цитата (опечатки не мои).

      Награды, полученные фабрикой "Новая заря":
1958 г. - Гран-при и Золотая медаль международной выставки в г. Брюссель. Брюссель рукоплескал и  превозносил ароматные российские творенья. Золотая медаль безоговорочно отдана духам "Красная     Москва". Гран-при присуждено созвездию ароматов "Каменный цветок", "Жемчуг", "Черный ларец", "Огни Москвы", одеколон "Северный".
1978 г. – Золотая медаль. ГДР, Лейпциг, Международная выставка-ярмарка. Духи «Дебют» - единогласно признаны лучшими.
1980 г. – Золотая медаль. «Инхеба 80», Братислава, Международная химическая ярмарка. Лучшим ароматом признаны духи «Олимпиец».
1982 г. – Золотая медаль. «Инхеба 82», Братислава, Международная химическая ярмарка. Лучший аромат года единодушно – духи «Незнакомка».
1982 г. – Золотая медаль. Болгария, Пловдив, Международная выставка-ярмарка. Лучшим парфюмерным набором по праву признаны «Вешние воды».
1985 г.Золотая медаль. «Инхеба 85», Братислава, Международная химическая ярмарка. Духи «Вальс е.

1999 г. - Медаль. Общество поддержки национальной промышленности, г. Париж. Награждена А.П. Витковской за заслуги в управлении и руководстве предприятия.
1999 г. - Медаль. III международный форум "Мир-Женщины-Россия-Москва". Конкурс "Женщина-директор года". Победитель - Витковская А.П. цветов» - всеобщий восторг, признание и заслуженная награда.
1986 г. - Золотая медаль. Болгария, Пловдив, Международная выставка-ярмарка. Лучший набор – «Московский Кремль».
1989 г. - Золотая медаль. «Инхеба 89», Братислава, Международная химическая ярмарка. Духи «Фуэте» - лучши
1999 г. - Медаль. Первая национальная премия "Жемчужина парфюмерии", г. Москва. Парфюмерная вода "Русская Красавица" удостоена Первой национальной премии "Жемчужина парфюмерии" как лучший женский аромат.
2000 г. - Золотая медаль на Международной выставке-ярмарке "Гурман-2000", г. Москва. За парфюмерную воду "Красная Москва".
2000 г. - Золотая медаль на Международной выставке-ярмарке "Гурман-2000", г. Москва. За туалетную воду "Океан".


Как видим, ни одной награды "Злату", увы(((
Во-вторых, нашлось интервью с человеком, создавшим "Злато скифов" - Мариной Степановой. Несколько публикаций: вот, вот, вот. вот. То, что относится к "Злату", в кратком пересказе будет звучать так: Марина Анатольевна Степанова пришла на "Новую зарю" в 1976 году, и, имея образование в совершенно другой области, потратила около двух лет на то, чтобы переквалифицироваться в парфюмера. Т.е. это сдвигает дату выхода "Злата" ближе к началу 80-х (не могла же она сходу создать шедевр?).
Конечно, в интернете можно написать и выложить на всеобщее обозрение что угодно. Тем более, что сама Степанова не упоминает о "Злате скифов". Она называет своими "Коппелию", "Барс", "Импульс". А вот о "Злате скифов" как о духах ее авторства говорят журналисты (или редакторы). С другой стороны, будь это неправдой, "Новая заря" быстро и громко опротестовала бы подобную информацию. Может быть, Степанова, ушедшая в 1991 году (какая многозначительная дата!) в конкурирующую компанию, не хотела лишний раз рекламировать "Новую зарю", вспоминая до сих пор выпускающееся "Злато скифов". Может быть, ей было тяжело видеть, как исказили ее замысел в современой версии "Злата". А может, она не считала "Злато" своей удачей - сплошь и рядом бывает так, что публика превозносит те произведения, которые не нравятся самим авторам. Или она могла быть лишь одним из группы парфюмеров, разрабатывавших "Злато". Версий много, все выглядят правдоподобно. Спросить саму Степанову, увы, не получится.
В общем, вопросов по итогам поиска у меня даже прибавилось. Не знаю, как так вышло, что про одни из самых популярных советских духов нигде в официальных, заслуживающих доверия источниках не написаны четко и однозначно дата выхода и имя автора. Или все-таки написаны, но не попались мне на глаза?
Для себя я решила придерживаться "поздней" версии. Аргументы:
1. отсутствие флакона "до пекторального" дизайна,
2. актуальное для 80-х звучание (сравнить хотя бы с "Эллипсом"),
3. отсутствие "Злата" в экспортных аталогах 1970-х (притом что позднее его очень активно экспортировали),
4. отсутствие описания "Злата" у Фридмана в издании 1975 года).
Конечно, мне как парфюмерно-флакончиковому маньяку было бы приятно, если бы объект моего интереса оказался бы "подревнее" - это расширило бы поле для поиска и коллекционирования. Но "молодость" отнюдь не отменяет достоинств винтажного "Злата скифов" - оно прекрасно!

3 комментария:

  1. Фридман писал учебники по парфюмерии-описания духов там не могло быть.Злато Скифоф было сделано из импортных композиций и отчасти их композиций, расшифрованных Союзпарфюмерпромом. Фирмы-производители композиций поменялись-поменялись и духи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы, похоже, не в курсе, что кроме учебников Фридман выпустил несколько книг для широкого круга читателей, и там описаниям советских духов отведено достаточно много места. И уж наличие в составе Злата скифов импортных композиций никак бы не помешало Фридману - в описываемых им советских ароматах были импортные ингредиенты. А не написал он о Злате скифов, потому что последняя его книга вышла за несколько лет до появления Злата.

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить