среда, 19 июля 2017 г.

"Красная Москва" в кинофильме "Большая семья"

Я сейчас разыскиваю кадры с парфюмерией в старых советских фильмах - столько интересного попадается! Вот, например, фильм "Большая семья" 1954 года, там чуть ли не в самом начале появляется "Красная Москва" в знаменитой коробке с кисточкой.
 Главный герой - молодой рабочий-стахановец, пришедший на завод еще мальчишкой во время войны - дарит "Красную Москву" своей младшей сестре, отличнице-десятикласснице. Та в восторге, но упрекает брата за траты: 60 рублей же! Но он вполне мог позволить себе сделать ей такой подарок: если средняя зарплата у квалицифированного рабочего в то время была около 700 рублей, то передовик производства получал заметно больше. Ближе к финалу фильма его матушка рассказывает, что их семья может купить хоть рояль, хоть хрустальную люстру в каждую комнату, потому что "зарабатывают тыщщи", но не покупает этого, потому что не гонится за роскошью.
Фильм снимался в 1953-1954 годах, а в 1961 в СССР была проведена деноминация 10:1, т.е. 60 рублей превратились в 6 рублей. Флакон "Красной Москвы" такого объема приблизительно столько же и стоил до развала СССР - цена незначительно колебалась: на моей коробке 1962 года без кисточки написано "5 руб. 30 коп".
 Интересно было бы пересчитать цену из фильма на современные деньги, но вопрос в том, как считать -  тех пор изменились не только цены, но и их соотношение. Можно попробовать пересчитывать через валюту - евро тогда не было, самым стабильным считался доллар. В конце 1940-х за 1 доллар давали 4 рубля, таким образом флакон в коробке с кисточкой из "Большой семьи" во время съемки фильма стоил 15 долларов. Но поскольку покупательская способность доллара с тех пор сильно изменилась (да-да, доллар тоже девальвировался), то получается, что тогдашние 15 долларов - это нынешние 136 долларов. Т.е. если бы сейчас в любом парфюмерном магазине можно было бы купить абсолютно новую "Красную Москву" с притертой крышкой в коробке с кисточкой в концентрации "духи" (концентрация и стойкость по стандартами 1950-х, а не нынешние), то она стоила бы больше 9 тыс. рублей за 37 миллилитров. Применительно к нашей старой знакомой "Красной Москве" это пугающая цифра - но если сравнивать, например, с удивительно похожими на нее L'Heure Bleue в духах объемом 30 миллилитров за 21 тыс. рублей, то выходит даже гуманно.
Возвращаясь к фильму - в "Большой семье" получился продакт-плейсмент по-советски. Положительный герой - молодой передовик производства - дарит духи положительной же героине (отличнице, комсомолке, будущей студентке и продолжательнице семейной профессиональной традиции). Этот поступок показывает, что "Красная Москва" - идеологически верный продукт, она уместна даже на юной девушке, более того - на школьнице. И тут же демонстрируется, что школьница должна очень дозированно пользоваться духами: героиня наносит духи легкими касаниями только в области воротничка. Не на мочки ушей или запястья, никакого вот этого "туда, куда хотите, чтобы вас поцеловали" - все-таки в кадре школьница.
(С) Виктория Власова

1 комментарий:

  1. А если перевести по соотношению зарплат тогда в СССР и сейчас в Америке, то Красная Москва стоила как сегодняшние селективы (пaрфюмерные воды, не концентраты): 250-350$, во как! И думаю, вполне справедливо.

    ОтветитьУдалить